Пастух — профессия уходящая
Съемки фильма

Съемки фильма "Paimnen torvut" ("Магия пастушьего рожка"). Фото: vk.com http://vk.com/paimnentorvut

Как карельские режиссеры искали самых почитаемых людей среди вепсов для своего фильма

Документальный фильм карельских авторов Ларисы Чирковой и Владимира Славова «Магия пастушьего рожка» на днях стал лауреатом сразу двух киносмотров. На XX Международном экологическом телевизионном фестивале «Спасти и сохранить» в Ханты-Мансийске он победил в номинации «Этноэкология», а на третьем фестивале финно-угорских фильмов «ФУФФ» его признали лучшим документальным фильмом.

«В деревнях не осталось коров»

Лариса и Владимир в документалистике и телевизионной журналистике скорее любители, нежели профессионалы. И тем ценнее и приятней эти победы. Для Ларисы они дороже вдвойне, ведь фильм посвящен одному из аспектов истории и культуры ее народа — вепсов, которые со стародавних времен населяли земли между Онежским и Ладожским озерами.

– Согласно последней переписи, вепсов осталось около 6 тыс. человек, и только половина из них говорит на своем языке, — рассказывает РП Лариса Чиркова, — сохранить образцы их культуры необходимо для истории. И если этого не сделать сейчас, то через 10 лет, возможно, будет уже поздно. Первый фильм мы сняли в 2008-м и рассказали в нем, что значат домашние животные в жизни вепсов. Вепсы ведь раньше были язычниками, и черты языческой традиции, в том числе отношение к животному миру, сохранились в их жизни до сих пор. Потом, в 2012-м, сделали фильм о строительстве домов у вепсов, в 2014-м — о роли рыболовства в их культуре. А когда приступали к фильму о пастухах, то даже не думали, что придется столкнуться с такими сложностями. Представьте себе, пастухов мы так и не нашли: профессия ушла, в деревнях просто не осталось коров. Молодежь уезжает из сел, а старикам не под силу самим заниматься хозяйством. В результате найти стадо из 10 коров стало неразрешимой проблемой. Собирали по одной-две коровы, однажды встретили четырех — и это было настоящее счастье.

Съемки фильма "Paimnen torvut" ("Магия пастушьего рожка"). Фото: vk.com http://vk.com/paimnentorvut

Съемки фильма "Paimnen torvut" ("Магия пастушьего рожка"). Фото: vk.com http://vk.com/paimnentorvut

Из-за сурового климата и отсутствия по-настоящему плодородных почв народ вепсов был вынужден развивать животноводство. Отсюда и почтительное, почти трепетное отношение к пастухам: их выбирали всем селом, предпочтение отдавали пришлым, русским, так как считалось, что они обладают тайными знаниями и сверхъестественной силой. Пастушеством обычно занимались мужчины, которые по состоянию здоровья не могли выполнять тяжелую физическую работу. Хозяева животных расплачивались с ними в основном продуктами со своего стола. В день первого выпаса пастухам дарили яйца, выпечку, деньги. Делились зерном, заготовленным на зиму. Пришлым по очереди предоставляли кров.

Главным героем фильма «Магия пастушьего рожка», как ни странно, стал человек, приехавший в Карелию из Белоруссии и никакого отношения к народу вепсов не имеющий. Дмитрий Демин работает в Петрозаводской консерватории на кафедре музыки финно-угорских народов, учит игре на традиционных народных инструментах. После окончания консерватории по классу кларнета он увлекся традиционной карельской культурой и народными инструментами. Сейчас он мастерит финно-угорские волынки. Его инструменты сегодня звучат на концертах многих музыкантов не только в России, но и за рубежом.

«Пастух вставал раньше всех, играл на торвуте (пастушьем рожке. — Примеч. РП), всех будил, а когда шел обратно, хозяйки уже выводили коров, — рассказывает Дмитрий в фильме. — Когда он видел, что хозяйка неопрятно выглядит, мог хлестнуть ее по ногам плеткой: ведь если женщина не ухаживает за собой, то наверняка и за животными так же. Обычно вепсские пастухи сами делали свои инструменты, использовали для этого ольху, осину или иву. “…” Знающие пастухи использовали два рожка: один — при обряде первого выгона скота, после чего его надежно прятали от чужих рук и глаз, а второй был повседневным, на нем играли, пока он не выходил из строя, а затем сжигали.

Договор с «хозяином леса»

Торвут звучал у всех по-разному, в зависимости от уровня мастерства. Но, как правило, его звук был настолько мощным, что разносился на несколько километров, и благодаря этому пастухи могли общаться друг с другом на расстоянии. Хорошими пастухами считались те, у которых пропадало не более двух коров за сезон. У вепсов было принято заключать договор с «хозяином леса», который защищал скот в обмен на небольшие жертвоприношения в виде одежды или молока. Кроме того, пастухи давали обеты: в сезон выпаса не ломать в лесу ветки деревьев, не употреблять в пищу грибы и ягоды и не убивать лесных зверей. Один из вепсских пастухов, живший в Ленинградской области, рассказывал, что в юности нечаянно нарушил свой обет, и волки прямо у него на глазах порезали часть стада, а других животных загнали в болото и разогнали по лесу.

Съемки фильма "Paimnen torvut" ("Магия пастушьего рожка"). Фото: vk.com http://vk.com/paimnentorvut

Съемки фильма "Paimnen torvut" ("Магия пастушьего рожка"). Фото: vk.com http://vk.com/paimnentorvut

Первый выпас скота происходил весной, в этот день хозяйки совершали ритуал: нахваливали пастуха, пели ему песни, читали заговоры, чтобы весь сезон с коровами ничего не случилось. Кроме того, во время первого выгона пастух брал клок шерсти с каждой из коров, скатывал их с воском и помещал под бересту своего инструмента. Так он устанавливал свою магическую власть над стадом. Впрочем, волшебным предметом, с помощью которого пастух контролировал коров, мог быть, например, его пояс, который не снимали с себя даже во время мытья в бане. По легенде, стоило затянуть потуже заколдованный пояс, и коровы тут же собирались вокруг пастуха. В чародейских пастушьих обрядах верховодил нойд — сельский колдун. Он же выступал посредником между пастухом и «хозяином леса».

– В детстве, когда я гостила в деревне у родственников, мне доводилось видеть старых пастухов, а коровы тогда были в каждом доме, но сейчас все очень изменилось, — рассказывает Лариса Чиркова. — В Шелтозере — огромном селе! — осталось, может быть, две-три коровы. Мы ездили по всем деревням, искали уже не пастухов, а хотя бы просто тех, кто был лично с ними знаком и что-то о них помнит, но отыскали лишь одного такого человека. Сейчас ему 83 года. С большим трудом нашли и Дмитрия Демина. Кроме него, похоже, во всем Петрозаводске никто не владеет искусством изготовления пастушьих рожков.

Несколькими экземплярами вепсских пастушьих рожков владеют музеи. Например, в коллекции Шелтозерского вепсского этнографического музея вот уже 41 год хранится старый торвут длиной около полуметра. Его смастерил пастух, живший в вепсском поселке Каскесручей, а привез в Шелтозеро сам основатель музея Рюрик Лонин. В Национальном музее Финляндии есть торвут, найденный во время экспедиции к вепсам двух финских ученых: музыковеда и языковеда. Они путешествовали по берегам реки Оять, остановились в деревне Радогощь, где и нашли этот рожок. К сожалению, иные подробности обстоятельств находки не известны. Но случилось это ровно столетие назад, в 1916 году. 

Налоги-2016: поступления в бюджет возросли Далее в рубрике Налоги-2016: поступления в бюджет возрослиВ Карелии подвели итоги работы налоговой службы за I квартал 2016 года Читайте в рубрике «Общество» Специалисты со школьной скамьи!В Москве прошла пресс-конференция «Школа новых технологий: развивая инженерное направление» Специалисты со школьной скамьи!

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»