Открытки с выставки
Открытка Янссон Т. «Марш мира». Швейцария, 80-е гг. ХХ века. Фото: представлено  Национальным музеем Республики Карелия

Открытка Янссон Т. «Марш мира». Швейцария, 80-е гг. ХХ века. Фото: представлено  Национальным музеем Республики Карелия

От поздравлений до пропаганды: как изменились послания за почти 200 лет 

На днях в Национальном музее Республики Карелия открылась выставка «Открытка. История и современность». Экспозиция, которая расположилась в конференц-зале, посвящена почтовой карточке — носителю того столь не популярного сейчас эпистолярного жанра. Он постепенно уходит в прошлое, уступая свое место в жизни человечества Интернету и его многочисленным сервисам. А всего-то несколько десятков лет назад открытка считалась чуть ли не единственным способом выражения чувств и признательности близким и друзьям.  

Что шокировало англичан викторианской эпохи

Растиражированная в том самом Интернете информация гласит, что первые открытки появились в Австро-Венгрии и, якобы, представляли собой поначалу лишь кусочек картона с наклеенной на него маркой. И только потом, во время франко-прусской войны, солдаты сами, как умели, стали что-то малевать на этих карточках, а коммерсанты идею подхватили. Однако в Национальном музее Карелии другая информация. Еще в 1843 году англичанин Генри Коул, которому принадлежала идея, и его друг художник Джон Хорсли представили общественности первую в мире рождественскую открытку.

В центр этого триптиха живописец поместил большую семью самого Коула, сидящую за праздничным столом с бокалами в руках. Причем вино на картинке пьют не только взрослые, но и дети, что не могло не шокировать некоторых добропорядочных англичан викторианской эпохи. Справа и слева от центрального сюжета, сопровожденного традиционным поздравлением с Новым годом и Рождеством, изображены акты милосердия: пища — голодным и одежда — нищим. В 2001 году одна из первых открыток Коула, которую он отправил своей бабушке в 1843-м, была продана на аукционе за 22,5 тыс. фунтов стерлингов, что в переводе на современные рубли — почти два с половиной миллиона! Притом, что в год выпуска их продавали по шиллингу за каждую.

– К сожалению, этой открытки в наших фондах нет, — рассказывает научный сотрудник музея Татьяна Бердашева, — но есть много других. Музею 145 лет, открытки стали собирать еще до революции, и сейчас в коллекции свыше 4 тыс. экземпляров. На выставке представлены около 100 фондовых открыток и более 50 работ современных дизайнеров. Изначально планировали организовать выставку писем, но что такое музейные письма? Как правило, лагерные и военные, ведь обычное письмо в музей не попадет. К Новому году делать экспозицию столь грустного содержания не хотелось. И решили выставить открытки, тем более, к этой теме не обращались очень давно.

Экспонаты распределены по стендам в зависимости от тематики. Среди открыток, посвященных Новому году и Рождеству, есть дореволюционные. На фоне цветных карточек особенно выделяется черно-белая открытка, принадлежавшая Ольге Ермолаевне Андроновой. Ее владелица родилась в 1928 году в деревне Сальнаволок Беломорского района и работала на 19-м шлюзе Беломорско-Балтийского канала. Несмотря на негласные законы советского времени, не одобрявшие религиозную атрибутику, эта рождественская открытка бережно хранилась в семье Андроновых почти столетие.

Еще один праздник, с которым можно поздравить друг друга открыткой — день Калевалы, 28 февраля. Ему посвящен следующий стенд экспозиции. В 2005 году, к 170-летию первого издания национального эпоса, издательство «Скандинавия» выпустило серию открыток «Калевала», иллюстрированную работами художника Владимира Фомина, который с 1992 года живет и работает в Петрозаводске. Именно «Калевалой» Фомина проиллюстрированы энциклопедия «Мифология мира» Лондонского издательства и пять книг о финно-угорском эпосе, выпущенных в Финляндии, России и США.

Через годы, через расстояния

В России первые иллюстрированные, одобренные цензурой, открытки появились в 90-е годы XIX века. Ими стали фотокарточки с достопримечательностями Москвы. Со временем ассортимент и тематика изображений пополнялись. Появились среди них, в частности, и пасхальные. Когда началась Первая мировая, карточки, посвященные светлому церковному празднику, стали носить элементы военизированной пропаганды и агитации, а в первый послереволюционный год на открытке появилось красное яйцо, как символ нового миропорядка. Ну а затем пасхальные открытки быстро объявили пропагандой религии, чуждой советскому человеку, и они надолго практически исчезли из его обихода.

– И все же каким-то непостижимым образом в страну проникали небольшие тиражи пасхальных открыток, напечатанных в Европе, — Татьяна Бердашева демонстрирует карточку с идиллическим рисунком: цыпленок, цветочки, серьги ольхи и подпись «Христосъ воскресе». — Эта открытка напечатана в Германии специально для России в 1930-е годы, она поступила в музей в составе коллекции, которую нам передал композитор Эдуард Патлаенко.

После Великой Отечественной войны пасхальные открытки небольшими тиражами начали выпускать церковные издательства, но продавались они только в церковных лавках. Возрождаться этот жанр стал лишь в конце 80-х.

Неподалеку от стенда с открытками к Пасхе — карточки времен Первой мировой. В августе 1914-го петрозаводцы отправились на одну из самых кровопролитных войн в истории человечества. Кадры, запечатлевшие молебен на Соборной площади Петрозаводска и последующий отъезд солдат-резервистов, вскоре были напечатаны в виде фотооткрыток: их, в частности, выпустили Общество изучения Олонецкой губернии и издательство А.М.Мазилова.

Сейчас в коллекции свыше 4 тыс. экземпляров разных открыток. Фото: представлено Национальным музеем Республики Карелия

Сейчас в коллекции свыше 4 тыс. экземпляров разных открыток. Фото: представлено Национальным музеем Республики Карелия

Спустя три года сюжеты Первой мировой сменились на открытках изображениями революционной тематики: здесь и политическая карикатура, и фото с митингов в разных городах. На музейной выставке представлены фотооткрытки с митингов в Москве, Гельсингфорсе, Риге, а также репортажная съемка праздничной демонстрации трудящихся Петрозаводска 1919 года. И это уже не карточки для поздравлений, а полновесный идеологический инструмент.

Во время Великой Отечественной войны, когда Петрозаводск был оккупирован финскими войсками, захватчики выпустили серию почтовых открыток о городе, который они переименовали в Яанислинна, что в переводе с финского «Город на Онеге». Аналогично называется и сама коллекция — Äänislinna. В музей эти открытки авторства неизвестного финского художника попали в 2002 году и никогда до этого не экспонировались.

Присутствуют на выставке и карточки, выпущенные в 1942 году политуправлением Карельского фронта, специально для немецких солдат. Эта серия носит название «Письма сыну-солдату» и стилизована под личное послание конкретному бойцу — текст напечатан в типографии, но, если не присматриваться, кажется, что он написан от руки. Такие открытки тоже использовались как идеологическое оружие: их целью было внести раздор в стан врага, объяснить юным солдатам вермахта, что на чужбине их ждет лишь позорная гибель от рук хозяев этой земли.

В послевоенные годы неизменным спросом пользовались открытки, которые в великом множестве печатались к 9 мая. И тогда и сейчас обязательными элементами изображений были ордена Победы или Отечественной войны, орденские ленты, ветки сирени. В 80-е на открытках в дополнение к прежним появились новые символы: письма-треугольники, гвоздики, орден Славы, голуби мира, праздничный салют.

– Пик популярности открытка переживала в 70-е годы, — подводит итог этого краткого исторического обзора Татьяна Бердашева, — девочки собирали их в своих альбомах, а потом пошел постепенный спад. И к 1990-м - 2000-м это уже красивая, но почти забытая традиция...

Впрочем, Интернет, который почти вытеснил из жизни человечества рукописные открытки, сам же и подарил им шанс на вторую жизнь. Произошло это благодаря португальскому студенту Пауло Магальхесу, большому любителю получать и отправлять открытки. В 2005 году он создал сайт postcrossing.com, объединив людей с похожим увлечением, и сейчас на этом ресурсе зарегистрировано уже свыше полумиллиона человек, которые отправили друг другу в общей сложности более 30 миллионов открыток. После регистрации система сама выдает вам случайный адрес пользователя, которому нужно послать открытку. Как только она доберется до адресата, ваш профиль, в свою очередь, выпадет кому-то из посткроссеров, и вам остается только ждать.

Говорят, это незабываемое ощущение — получить весточку, написанную рукой незнакомого человека, живущего за тридевять земель — в Африке, Австралии или Латинской Америке. Представлять, как он покупал открытку, специально для вас подбирал слова, перепроверяя себя, старательно заполнял нужные поля, а потом шел отправлять. И тепло нескольких строчек рукописного текста на чужом языке согревает так, как не согреет ни одно, самое длинное и моментально доставленное, электронное послание. 

Самый патриотический жанр русского фольклора Далее в рубрике Самый патриотический жанр русского фольклораПочему в Заонежье раньше трепетно относились к сказителям былин и как сейчас пытаются возродить этот жанр Читайте в рубрике «Общество» С Нового года мусор в России будет жить по-новомуСтанет ли в стране меньше отходов, и во что нам это обойдётся? С Нового года мусор в России будет жить по-новому

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»