Летучий поплавок
Экраноплан. Фото с официального сайта правительства Карелии.

Экраноплан. Фото с официального сайта правительства Карелии.

В Петрозаводске началось серийное производство экранопланов

Экраноплан представляет собой крылья, фюзеляж, два винта в передней части, плексигласовая кабина, внутри которой расположены два штурвала и многочисленные приборы. Конструкции выполнены из авиационных материалов. На первый взгляд это похоже на самолет. Точнее, на гидроплан — вместо шасси здесь установлено два «поплавка». Однако скорее, это судно, которое умеет летать. Именно так Международная морская организация (IMO) и Международная организация гражданской авиации (ICAO) классифицируют экранопланы. Серийное производство этих аппаратов началось в Петрозаводске на производственной площадке «Экранопланостроительного объединения “Орион”».

– Нижняя поверхность экраноплана плоская, — рассказал «Русской планете» летчик-испытатель Сергей Молотков, — она закрыта с двух сторон поплавками, и между ними под экранопланом создается так называемый экран. На взлете поток от носовых воздушных винтов направляется под центроплан, создавая повышенное давление в относительно замкнутом объеме. По мере роста скорости динамический напор воздуха под экранопланом растет, и этот воздух начинает работать как подушка, создавая дополнительную подъемную силу. Это позволяет, соответственно, увеличить полезную нагрузку.

Во время движения экраноплан находится на расстоянии примерно одного метра от поверхности, а при встрече с препятствием с легкостью «перепрыгивает» его и двигается дальше. Это отличает его от судов на воздушной подушке. Да и скорость у экраноплана втрое больше — он способен разгоняться до 220 километров в час. Аппарат предназначен для использования в основном на воде и ледовом покрове, но может на короткое время «выходить» и на берег.

Экранный эффект был открыт еще в середине 1920-х годов. Авиаторы заметили, что при посадке на малых скоростях в нескольких метрах от земли под крылом самолета как будто создается воздушная подушка и мешает машине опуститься на аэродром. В 30-х годах начали появляться первые модели экранопланов в СССР и за рубежом. Всего известно три типа аппаратов. Одни могли передвигаться только в зоне действия экранного эффекта, другие были способны на короткое время подняться над поверхностью, как петрозаводский «Орион», а некоторые экранопланы могли взлетать на большую высоту и продолжать движение в самолетном режиме.

Несмотря на почти 100-летнюю историю этого изобретения, экранопланы до сих пор не получили широкого распространения. Многие зарубежные и отечественные проекты увязли на стадии испытательных полетов. Исключением стали только обросшие мифами корабль-макет «Каспийский монстр», десантные экранопланы «Орленок» и ракетоносец «Лунь», поставленные в 80-е годы на вооружение ВМФ СССР. Но и эти изобретения оказались погребены под обломками СССР. Объединение «Орион» начало работы по строительству экранопланов в 2010 году. Первые испытания малого экраноплана проходили на Балтийском море, а окончательная доработка проекта и серийное производство организовано в г. Жуковском и Петрозаводске, расположенном на берегу Онежского озера, где проходят испытания и доводка проектов.

Как сообщил «Русской планете» главный конструктор объединения Юрий Варакосов, Петрозаводск был выбран для создания производственной площадки в первую очередь из-за удобного географического положения и климатических условий, которые позволяют проводить испытания в любое время года. Не последнюю роль сыграло и богатое судостроительное прошлое столицы Карелии.

– Нам была дана рекомендация поддержать ставший банкротом судостроительный завод производством новых видов высокоскоростных судов. И тем самым снизить социальный дисбаланс, связанный с тем, что предприятие закрылось. Плюс квалифицированные специалисты из числа уволенных военнослужащих (авиаторов. — Примеч. РП.), было бы неправильно их бросать.

Один из примеров такого «симбиоза» авиации и судостроения — военный летчик Сергей Молотков, который всю жизнь летал на истребителях СУ-27, а теперь освоил управление экранопланом, хотя эта машина требует специфических навыков.

Сейчас в Петрозаводске собраны первые два аппарата «Орион-12» для зарубежного частного заказчика. Эти экранопланы способны взять на борт 12 человек или до 1,2 тонн груза. В соседнем цеху идет строительство другой модели «Орион-20» — он вдвое больше, вместительнее и грузоподъемнее предшественника. Все комплектующие, детали и агрегаты преимущественно российского производства.

По словам Юрия Варакосова, опытный образец экраноплана, построенный в прошлом году, разрабатывался с учетом интересов Пограничной службы ФСБ России, МЧС России и других федеральных органов. Такие аппараты могут использоваться для патрулирования морских и речных границ и задержания нарушителей, мониторинга обстановки и ликвидации аварийных ситуаций на водоемах.

В карельских управлениях Погранслужбы и МЧС «Русской планете» сообщили, что знают об этих разработках, но будут ли их использовать, затруднились ответить. Такие решения принимаются на федеральном уровне.

Интерес к экранопланостроению подтвердил заместитель секретаря Совета безопасности РФ Владимир Назаров, в начале ноября посетивший предприятие вместе с представителями правительства Карелии.

«Разработка и производство экранопланов очень актуальны, — приводит слова Назарова официальный сайт правительства Карелии. — Такая техника нужна прежде всего в районах Севера, Дальнего Востока, других регионов. В ней нуждаются спасатели, она требуется для организации пассажирских и грузовых перевозок в отдаленных районах. Необходимо сделать все, чтобы это производство получило всемерную поддержку».

Читайте в рубрике «Общество» Двойной удар по ЕГЭПочему готовиться к экзаменам стало проще? Отвечают создатели успешного российского стартапа TwoStu Двойной удар по ЕГЭ

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»