По воскресеньям студенты — не студенты
Фото: Дмитрий Лощинин

Фото: Дмитрий Лощинин

Водители коммерческих маршруток выгоняют пассажиров с проездными

Льготный проездной на некоторые автобусы (в частности, маршруты 4, 10, 12, 19, 21 и 22) для школьников и студентов ввели в мае этого года по инициативе самих перевозчиков. Льготные проездные купили сотни учащихся. Но нововведение дало сбой: в некоторых автобусах водители не захотели их принимать. От студентов и школьников требовали оплатить разовую стоимость, а некоторым даже угрожали порвать проездной, запомнить и в следующий раз не останавливаться. Сейчас потерпевшие ищут управу на «маршрутчиков» и пишут в прокуратуру. Корреспондент «Русской планеты» выслушал все стороны.

Пострадавшие

– Мы с подругой ехали в 7 вечера. Сначала подруга подошла к водителю. Он говорит, что проездной действует только в учебное время. Она говорит — может, я с учебы еду. Потом уже я подошла. Он говорит, не садитесь в мою маршрутку, я вас запомнил, — рассказывает студентка Элла Саманюк о своей поездке в 21 автобусе. — Это несколько возмутило. Не прописано нигде, что есть временные ограничения. Я и другие девушки написали в прокуратуру.

У студентки Полины Храмцовой проездной тоже не приняли.

– Примерно 2 недели назад я возвращалась на 19 маршрутке. При выходе в маршрутке осталось 2 человека: я и женщина, выходившая передо мной. Я показала проездной, водитель посмотрел, ничего не сказал. Пока я ждала выхода женщины из маршрутки и держала в руках студенческий билет с вложенным в него проездным, водитель спросил: «Что там у вас?». Я показала ему проездной. Он взял его в руки, начал вытаскивать из студенческого и говорить, что ему нужно предъявить какую-то квитанцию от проездного. Но ее оторвали при покупке проездного! – рассказывает Полина.

Такой же проездной приобрела и студентка 2 курса российской правовой академии Валерия Сергеева. Но в автобусе ее так же, как и других девушек, ждала неприятная беседа.

– В 9 часов вечера ехала на 12 маршрутке. Возвращалась домой на Древлянку. Показала водителю проездной, а тот даже не посмотрел на него, просто сказал, что если меня еще раз увидит, не остановится. Я испугалась, — вспоминает Валерия. — Такой неприятный осадок остался. Мне кажется, что ему просто не выгодно возить людей по проездному, нет наличных денег. У них есть какая-то часть выручки, я предполагаю, которую они кладут в карман, наверное. А одной моей знакомой вообще пришлось заплатить. Ей сказали, что порвут проездной, если она не заплатит. Теперь она боится ездить в автобусах. Я считаю, что это нас унижает. Водитель может как угодно себя повести.

Проездной для студентов, действующий в маршрутных автобусах, стоит 350 рублей в месяц. Фото: Дмитрий Лощинин

Аналогичный случай произошел со студентом ПетрГУ Александром Курганским. 11 мая в воскресенье он ехал с друзьями на 22-м автобусе от остановки «Сорокская» до «Мерецкова». Стал выходить. Показал студенческий и проездной.

– Водитель захлопывает передо мной дверь. Велит сесть и начинает допрос. Спрашивает, какой сегодня день. Я говорю, что воскресенье. А он какую-то странную логику пытается навязать, мол, сегодня воскресенье, студенты не учатся, а значит, проездной не действует, якобы по воскресеньям студенты не студенты. Такой глупости я никогда не слышал, — удивляется Александр. — Я сказал, что платить не буду, он начал громко ругаться, но выходили еще люди, он вынужден был открыть дверь, я встал и тоже вышел. Он крикнул, что сейчас меня прощает, предостерег, чтобы я больше так не делал и не пользовался халявой. Какая халява, я заплатил за проездной.

Александр позвонил в транспортную компанию, а Валерия обратилась в прокуратуру.

На акцию с новыми проездными обратили внимание в основном те, кто считает деньги. Ведь проездной стоит 350, это в два раза выгоднее, чем платить каждый раз по 20 рублей за проезд (это минимум 40 рублей в рабочий день — 800 рублей в месяц). Этим «автобусники» переманили значительную часть тех, кто выбирал дешевые троллейбусы (по 10 рублей). Все-таки у автобусов есть свои преимущества — ездят чаще и быстрее. Купить новый проездной можно в двух супермаркетах города в конце месяца. Прежде в Петрозаводске проездных на маршрутки не существовало — только на троллейбусы.

Прокуратура

— К нам обратились три девушки, — комментирует прокурор городской прокуратуры Елена Аскерова. — Они утверждают, что им отказывают водители в перевозке по проездным билетам. Речь шла о маршруте номер 12, где либо требовали деньги, либо вообще отказывали в посадке в автобус, либо закрывали дверь прямо перед носом. Если это самодеятельность водителя, то руководство должно обратить внимание.

Елена Аскерова говорит, что все обращения взяты на контроль и уже началась проверка, запрошены документы.

Перевозчик

Виталий Вайганов, директор двух фирм, занимающихся перевозками, — ООО «Транспортная компания» (22 маршрут) и ООО «Автосити» (12 маршрут), — говорит, что нельзя исключать провокаций со стороны конкурентов. Однако он не отрицает и возможного хамского поведения водителей. Одного от работы уже отстранили.

– По одной из жалоб уже было проведено служебное расследование, — рассказал Виталий Вайганов. — В результате выявили водителя, которого мы сняли с маршрута, и сейчас решается вопрос о его увольнении. Вообще хотел бы сказать, что это первая в истории Петрозаводска программа, когда частные маршрутные компании вводят такой льготный проездной билет. Конечно, много еще не апробировано. Привыкать нужно не только пассажирам, но и водителям. Мы будем проводить разъяснительную работу и бороться за качество сервиса. Мы также надеемся, что администрация города поддержит нашу инициативу и включит нас в программу по проездным билетам, чтобы мы не работали себе в убыток. А по всем подобным случаям мы обязательно проведем служебную проверку, в том числе и по 22 маршруту.

Директор компаний-перевозчиков Виталий Вайганов говорит, что виновные уже наказаны. Фото: Дмитрий Лощинин

– Что я могу думать по этому поводу? Пусть думает начальство! Вообще нормально, пусть будут проездные, — говорит водитель автобуса Алик Асланян.

– Это не очень удобно для водителей. Нет, не нужны проездные, — говорит его коллега, работающий на маршруте № 12.

Как у них

Интересен опыт соседних регионов. Например, в Мурманске на городские автобусы для студентов и школьников уже не первый год действуют льготные проездные. А расходы организаций общественного транспорта компенсирует областной бюджет. Однако в частных маршрутных автобусах проездные для школьников и студентов не действуют.

В Санкт-Петербурге пассажиры «коммерческих» маршрутов могут оплатить проезд билетом «Подорожник». Этот проект тоже не сразу прижился, было много проблем с валидаторами и водителями, которые были заинтересованы в наличных деньгах. Карта «Подрожник» имеет гибкую систему скидок. Также в Санкт-Петербурге действуют единые студенческий и ученический проездные билеты.

Есть студенческие проездные и в маршрутках в Москве, Екатеринбурге, Самаре. В Самаре с 2013 года началось внедрение системы электронного проездного на некоторых коммерческих маршрутах. Теперь там принимают все виды карт — от безлимитных проездных, льготных карт школьника и студента до социальной карты жителя Самарской области.

Про троллейбусы

22 мая на пресс-конференции в Петрозаводске мэр Галина Ширшина прокомментировала тему возвращения льготных проездных на троллейбус для школьников и студентов. Она сказала, что пока не знает, выделят ли им субсидии, и все будет зависеть именно от этого. Галина Ширшина инициировала обращение троллейбусникам с просьбой до 3 июня поработать по цене 10 рублей. Еще в апреле руководство троллейбусного управления грозилось утроить стоимость проезда, если городской совет не утвердит субсидии. По словам председателя Петросовета Олега Фокина, часть депутатов саботировала выделение средств для троллейбусов. Он назвал это лоббированием частных интересов перевозчиков, которым невыгодно конкурировать с десятирублевым троллейбусом.

В начале года маршрутчики даже выходили на акцию протеста и отказывались работать. Тогда на рейсы не вышло около трехсот автобусов. Остановки были забиты людьми, ожидающими общественный транспорт.

Карта, парус, два весла Далее в рубрике Карта, парус, два веслаКак и зачем живет и чем занимается петрозаводский морской клуб «Полярный Одиссей» Читайте в рубрике «Общество» Квартирный вопрос разделил россиян на два лагеря«Обыкновенные люди. В общем, напоминают прежних…» («Мастер и Маргарита») Квартирный вопрос разделил россиян на два лагеря

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»