Бедный троллейбус
Фото: сайт ПМУП «Городской транспорт»

Фото: сайт ПМУП «Городской транспорт»

Зачем в петрозаводских троллейбусах снизили стоимость проезда: интервью с директором МУП «Городской транспорт» Андреем Афанасьевым

Оказавшееся на грани банкротства муниципальное предприятие, обслуживающее городские троллейбусы, нашло неожиданный способ поправить свое финансовое положение. Вместо того, чтобы увеличить стоимость проезда, руководство предприятия, напротив, с 1 января снизило цены на билеты почти вдвое. Что тут же привело к резкому увеличению пассажиропотока и объема выручки. Частные компании, обслуживающие автобусные маршруты, обвинили муниципальное предприятие в демпинге. Из-за снижения доходов, водители «маршруток» сегодня, 13 января, провели забастовку. Как дальше будет развиваться троллейбусное сообщение в Петрозаводске, и смогут ли руководители компании вывести ее из кризиса, рассказал в интервью «Русской планете» исполняющий обязанности директора МУП «Городской транспорт» Андрей Афанасьев.

– До сих пор тарифы на пассажирские перевозки только росли. Чем вызвано решение снизить цены на билеты, и каких результатов вы ожидаете?

– Основная цель заключается в том, чтобы привлечь пассажиров в наш подвижной состав. Анализ, который сделала наша экономическая служба, показал, что после повышения цен в прошлом году, когда был переход с 12 до 17 рублей, пассажиропоток на наших маршрутах упал почти на 30%. Мы посчитали, что если снизить цену до 10 рублей, то количество пассажиров вырастет минимум на 40%. Последние дни, когда началось оживление после новогодних праздников, показали, что наши надежды оправдываются — 6, 7 и 8 числа мы получили увеличение продаж билетов на 45%. За минувшую пятницу — 52%.

– Решение о снижение стоимости проезда выглядит особенно неожиданным на фоне большой задолженности предприятия, постоянных разговоров о его убыточности и начатой в октябре процедурой банкротства. Как дальше будут развиваться события?

– Мы сейчас находимся на этапе внешнего наблюдения. Все долги предприятия в размере около 110 млн. рублей заморожены. Введена должность внешнего управляющего, который смотрит за всеми действиями администрации предприятия по соблюдению экономических интересов кредиторов. До апреля мы находимся в этой стадии. Проводится внутренний аудит, мы делаем все, что бы исключить неэффективные расходы.

– О каких расходах идет речь?

– Например, до Нового года доставку наших водителей и кондукторов (от дома до работы — Примеч. РП.) осуществляла одна транспортная компания, которая получала за это 310 тысяч рублей в месяц. По нашим расчетам, эта услуга стоит не больше 200 тысяч рублей. Мы расторгли отношения и сэкономили 110 тысяч рублей ежемесячно. Это одна треть нашей выручки. И так по каждой позиции сокращаем расходы, которые не являются на сегодняшний день необходимыми. К сожалению, пришлось отказаться от Wi-Fi (в троллейбусах – Примеч. РП.) Мы приостановили эту услугу. Хорошая идея, она должна иметь место в современном мире, но платить за эту услугу на сегодняшний день, я считаю, преждевременно.

В марте должно состояться собрание кредиторов, на которое руководство предприятия и внешний управляющий должны выйти с неким программным документом, экономическими расчетами, из которых будет сделан вывод, как могут развиваться события.

– Рассматривается ли вариант полной ликвидации не только предприятия как юридического лица, но и, вообще, троллейбусов, как вида транспорта?

– Наши конкуренты спят и видят, чтобы ситуация развивалась в этом направлении, но позиция администрации города, по крайней мере, то что до меня доводят — делать все возможное, чтобы троллейбусы в Петрозаводске сохранить.

– Как тогда объяснить сокращение размера дотаций из бюджета, которые предусмотрены в 2014 году для «Городского транспорта»?

– Сессия Петрозаводского городского совета определила порядка 41,6 млн. рублей на первый квартал. Депутаты объяснили это тем, что они не знают, что будет происходить с предприятием после апреля месяца и закладывать деньги на весь год, по их мнению, не разумно. Из суммы, которую предполагала администрация, выделили одну четверть и заложили в бюджет. Наша задача с января по март сделать все возможное, чтобы доказать кредиторам, администрации, депутатам, что предприятие может и должно продолжать работать и у него есть реальные выходы из кризиса.

– В предыдущие годы, когда обсуждался вопрос о том, как привлечь пассажиров, руководители предприятия говорили, что надо устранить конкуренцию на маршрутах со стороны автобусов, которыми владеют частные перевозчики. Вы не отказались от этой идеи?

– Не отказались. Эти предложения находятся в администрации Петрозаводска. По многим троллейбусным маршрутам идет дублирование частными автоперевозчиками, которое составляет 80-90%, в некоторых случаях и 100%. Мы предлагаем разные варианты, даже радикальные. Например, в воскресенье троллейбусы вместимостью по 100 человек, может быть вообще не нужны, а автобусы могут работать в полном объеме. Предлагали снизить стоимость проездных с учетом того, что троллейбусы в воскресенье не будут работать. Это должен быть всесторонний диалог. В нем должны участвовать городская администрация, перевозчики, общественность. Но на сегодняшний день такого диалога не получается. Никакого вразумительного ответа мы не получаем, потому что перевозчиков устраивает положение дел, которое есть.

– Есть опасение, что если убрать автобусы с маршрутов, которые обслуживают троллейбусы, то увеличатся интервалы движения. Пассажиры будут стоять на остановках, маршруток не станет, а троллейбусов придется долго ждать.

– Эта ситуация обоюдоострая. Возьмем, к примеру, маршрут №4. Если бы, к примеру, автобусный маршрут там сегодня исчез, перестал нас дублировать, то на этом маршруте можно было бы добавить количество троллейбусов и таким образом уменьшить интервалы движения.

– Но у троллейбусов вместимость гораздо выше, чем у автобусов, поэтому интервалы между ними все равно будут больше, чем у «маршруток». Что пассажиры получат взамен?

– Они получат гарантированную доставку из то точки А в точку Б, они получат гарантированную безопасность, гарантию того, что им выдадут проездной документ, билет, по которому в случае форс-мажорных обстоятельств, таких как авария, вред здоровью или имуществу, они получат полноценную компенсацию.

Не секрет, что часть депутатов предлагала, чтобы администрация подняла тариф на проезд в троллейбусах до 19 рублей. Можно говорить о том, что это делается с целью поднять доходы предприятия, но здесь просматривается совершенно другая цель. Если бы мы подняли до 19 рублей, то частные перевозчики, скорее всего, подняли бы до 23-25 рублей.

– Чтобы заинтересовать пассажиров мало снизить цену на проезд, нужно еще и предложить им больше комфорта.

– Последние наши приобретения — это низкопольные троллейбусы. Следующее направление — электронные проездные билеты. То, что у нас сегодня в троллейбусах еще есть кондуктора — это все-таки анахронизм, от этого надо отказываться.

Сейчас идет расширение микрорайонов Древлянка и Кукковка, появился новый район на улице Правды. Если туда провести контактные линии — это не такие большие затраты — то можно закольцевать троллейбусные маршруты. Троллейбусы в Петрозаводске — это как метро в Санкт-Петербурге и Москве. Риелторы по продаже недвижимости знают, что если квартира расположена в доме, который находится в шаговой доступности от троллейбусных маршрутов, то стоимость такого жилья выше.

– Все эти планы выглядят замечательно, но станут ли они реальностью в ситуации, когда предприятие уже лет 10 находится в состоянии реорганизации, и его до сих пор продолжает лихорадить?

– Я постоянно привожу пример Мурманска, Чебоксар и других городов, где построена разумная транспортная политика. Администрация города как заказчик услуг для населения, должна вырабатывать идеологию транспортного обслуживания и под эту идеологию выстраивать механизмы. У людей складывается мнение, что троллейбус изначально убыточен. Нет. При разумной транспортной политике в нашем городе, я вас уверяю, финансовая ситуация на предприятии была совершенно иной, и не привела бы к той лихорадке, которую мы сейчас переживаем.

Золото и поезда в Финляндию Далее в рубрике Золото и поезда в ФинляндиюГлавные события 2014 года в Карелии Читайте в рубрике «Общество» Спецпроект: Семья 3.0 -Демографическая катастрофа или увеличение рождаемостиБудет ли многодетной семья будущего? Спецпроект: Семья 3.0 -Демографическая катастрофа или увеличение рождаемости

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»