Новости – Общество
Общество
«Учитель отвечает за будущее страны»
Село Великая Губа. Фото: Дмитрий Лощинин / «Русская планета»
В Карелии родители школьников встали на защиту сельских преподавателей
15 июня, 2015 16:22
13 мин
Конец этого учебного года принес некоторым педагогам в районах республики уведомления о сокращении. Люди ощутили на себе подписанный еще в феврале региональным министерством 302-ой приказ об оптимизации образования. Реорганизации подлежит больше половины всех образовательных учреждений в сельской местности. Речь идет о 65 школах. Корреспондент «Русской планеты» побеседовал с родителями школьников, общественниками, директорами, чиновниками и депутатами и узнал, какого это пытаться остановить оптимизацию школ.
Почти 300 км от Петрозаводска до Великой Губы в Медвежьегорском районе. В дореволюционные времена это село было оживленным центром торговли Заонежья с пароходной пристанью. Сегодня много изменилось. За последние семь лет число жителей сократилось на четверть. Сейчас здесь проживает около тысячи человек. Но, кажется, жизнь здесь еще бурлит. В Доме культуры репетируют кадриль, постоянно проходят какие-то мероприятия и праздники.
– Мы готовимся к дню Заонежья, — показывает на рядом стоящее здание мама второклассника Максима Евгения Ильина. — Дом культуры работает ежедневно с девяти до 20 часов. Жизнь бьет ключом.
Евгения по пути домой вспоминает, какая к 9 мая была организована постановка «Дети войны».
– Все просто плакали и стоя аплодировали. Если раньше народ не посещал Дом культуры, даже бесплатно не приходили, то теперь аншлаги на каждом концерте. Спонсоры откликаются, помогают приобрести аппаратуру какую-то, свет, звук. Праздники у нас проходят на ура, — смотрим фотографии из семейного альбома. — Вот гляньте, это я пою. У нас не все так печально.
– А что печально?
– У нас тут настоящие скандалы.
Евгения Ильина трудится специалистом в администрации поселения и параллельно учится в Карельской академии государственной службы при президенте России. Сыну Максиму 8 лет. Он перешел во второй класс.
Школа. Фото: Дмитрий Лощинин / «Русская планета»
Школа. Фото: Дмитрий Лощинин / «Русская планета»
– В школу мне ходить нравится, — улыбается Максим. — Но только мама постоянно ходит на собрания в школу.
Мама объясняет сыну, что в школе собираются объединить классы.
– Как это возможно? — Максим удивленно смотрит на маму.
– Половину урока вы будете сидеть своими делами заниматься, другим детям учитель будет объяснять.
Решаем побеседовать с директором школы Верой Акинфиной.
– Как можно объединять классы? — спрашиваю у директора.
– Да, это возможно, — уверяет Вера Акинфина. — В других деревнях же объединяются. Объединяются разновозрастные классы, в Великой Ниве обучаются так же.
– А как на практике это применяется? С одними учитель работает, а вторые слушают?
– С одной группой детей учитель работает, дает новый материал, — поясняет директор школы, — вторая группа работает самостоятельно, кто-то на карточках. Такая методика уже лет 10 существует.
– Есть нормы, согласно которым полнокомплектным классом считается класс, где 12 детей, — возражает Евгения Ильина. — В нашем классе 13, то есть и так уже полный комплект. Мы в следующем году будем второклассниками и, если нас объединять с четвертым, а четвертый — это нынешний третий, где 16 детей, это куда такой класс-то огромный? Я присутствовала в этом году на уроке у ребенка, тяжело дисциплинировать даже 13 учеников, кто-то быстрее усваивает материал, кто-то медленнее. Если будут сидеть разные два класса, то это будет не учеба, а не пойми что.
– Вы посмотрите, в какие условия ставят учителя, — подключается к диалогу общественный деятель Валентина Сукотова, она возглавляет организацию «Заонежье». — Сейчас буквально был звонок, объединяют 9-10-й классы на уроке географии. Предмет экзаменационный, надо сдавать ЕГЭ, но никто не думает о том, сможет ли учитель. Дают сверху приказ, будешь так работать, и все! Причем получает она за один. И в этом экономия. Это справедливость?
При объединении классов отпадает необходимость в большом количестве учителей. Некоторые уже получили уведомления о сокращении с сентября, нового учебного года.
– Что касается оптимизации, главная проблема, что у нас нет подтвержденной документации, ни постановлений, ничего. На сегодняшний день никто не сокращается и уведомлений нет, все остается на прежнем уровне, — все отрицает директор школы. — Классы не объединяются, классы не сокращаются.
Евгения Ильина рассказывает, что ранее просила прокомментировать директора рассылку таких уведомлений. Тогда ей ответили, что они «потом могут быть аннулированы».
– Не понятна для меня ее позиция, — удивляется Евгения, — Человек занял такую позицию, что не причем, ссылается на район, виноваты там, что она просто исполнитель, у нее нет никаких документов, приказов нет.
– Администрация района должна выдать нормативные документы директору школы о сокращении, — добавляет Валентина Сукотова, — а приказы, нормативные акты, соответствующие документы, по которым должна действовать школа, они не дают. Будь они у нас на руках, можно было б выступать везде, вплоть до суда.
Валентина Сукотова демонстрирует кипу копий писем, которые она вместе с активными жителями Заонежья отправляла и Дмитрию Медведеву, и Владимиру Путину, и Александру Худилайнену. Но пока никаких ответов так и не добились.
А тем временем в школе присутствует недоукомплектованность. Если в начальных классах числится от 7 до 16 детей, то в 10-м классе — всего два ученика.
– В десятый класс не идут, — отвечает директор Вера Акинфина, — все поступают после девятого в техникум или училище. Классы не отменяются, мы пока нагрузку пересматриваем, рассматриваем вариант перехода на индивидуальные планы, нагрузка 10 часов в неделю. Может, будет просто слияние учебных часов, соответственно, будет сокращение в ставках. Но начальные классы мы не объединяем. Вторая проблема, это у нас нехватка педагогических кадров, у нас много работающих пенсионеров и молодого притока у нас нет. Не идут, потому, что вакансий нет на сегодняшний день, пенсионеров мы не можем отправить их на заслуженный отдых. Да контингент у нас не увеличивается, а уменьшается.
Директор школы приводит цифры: на этот учебный год 147 учащихся, а на новый будет 140. С каждым годом детей все меньше и меньше.
Сокращение числа жителей районов и, соответственно, учащихся в сельских школах наводит местных и республиканских чиновников на мысль об уменьшении финансирования сферы образования.
– Образование и медицина — это всегда не эффективно, — объясняет председатель общественной организации «Заонежье» Валентина Сукотова, — как и музеи, всегда убыточно, Колизей убыточен, Лувр убыточен, но государство вкладывается в это. Государство должно вкладываться и в образование, и в медицину. Мы не знаем, что будет из этого человека, который сейчас в деревенской школе. Может, это будущий Ломоносов. Об этом, надо думать. Учитель убыточен, но он выполняет социальный заказ, он отвечает за будущее страны.
Сокращение количества учеников ведет к сокращению преподавателей. Фото: Дмитрий Лощинин / «Русская планета»
Сокращение количества учеников ведет к сокращению преподавателей. Фото: Дмитрий Лощинин / «Русская планета»
Общественница уверена, «начата большая программа по ликвидации образования на селе». Хотя с трибуны президент Путин неоднократно повторял, что надо сохранить сельские школы.
– Озвучено было несколько раз, а на деле дается отмашка на сокращение, да на такое сокращение, что школ не будет.
Депутаты еще в конце мая решили вопрос с оптимизацией школ, результаты голосования были опубликованы. Несогласных было немного, и приняли большинством. Таким образом, 37 миллионов сэкономили на Медвежегорском районе.
– Что касается 37 миллионов — это цифра не очень точная, — пояснил депутат Элиссан Шандалович, — это примерно та сумма, которую по сравнению с предыдущим периодом недополучил бюджет района. 37 миллионов, возможно, не будет хватать району. Дадим или нет — такого голосования не было. Было голосование за бюджет Карелии. Можно посмотреть на сайте.
Захожу на официальный сайт Законодательного собрания, там указано, что 21 мая большинством голосов принят законопроект, который предполагает сокращение расходов казны на полтора миллиарда рублей, но «корректировка регионального бюджета, предлагаемая данным законом, является условием предоставления дополнительной финансовой помощи из федерального центра. Она позволит получить Карелии 3,9 миллиарда рублей. По информации республиканского министерства финансов, эти средства смогут с лихвой нивелировать снижение расходов».
Кроме 3,9 млрд рублей, республика может по разным программам получить в 2015 году 4,1 миллиарда рублей из федеральной казны. Эти деньги планируют направить на строительство перинатального центра, детских садов и на реконструкцию Национальной библиотеки в Петрозаводске, спортивную сферу и сельское хозяйство в районах.
– Но Медвежьегорский район 37 миллионов недополучит?
– Мы договорились с министерством образования, что будет проводиться реформа образования в Медвежьегорском районе. Министр говорил, что дополнительные деньги району все-таки будут. Он сказал, что району мы помогать будем и район не оставим, — передает слова министра депутат.
– Если говорить принципиально, — комментирует ситуацию РП карельский министр образования Александр Морозов, — в Медвежегорском районе оптимизация нужна. Будет ли это происходить в Великой Губе, я пока сказать не могу. Мы туда выезжали, район сейчас отрабатывает разные варианты, ни одно решение еще не принято.
Министр признался, что и в других районах будет оптимизация.
– Есть какой-нибудь план минимум, столько надо сократить?
– Республика таких задач не ставит. Наша задача обеспечить качественное образование. Плана закрытия школ в республике нет. Ни правительство, ни министерство не ставит задачи, и никаких, скажем так, цифр, например, закрыть 24 школы. Еще раз подчеркиваю, эта ситуация для каждого района, для каждого учреждения уникальная.
По данным министерства образования, в Карелии 10 лет назад ЕГЭ сдавали восемь тысяч одиннадцатиклассников, сейчас три с половиной тысячи. А число школ осталось неизменным.
– Детей становится меньше, а количество школ и количество работников не уменьшилось. Отсюда эти процессы и идут.
В Великой Губе живет Галина Малиновская, работает мастером на водоканале, муж в этой же организации оператором-машинистом. Дочь Аня переходит во второй класс. Первый закончила хорошо, учитель говорит, что есть перспективы учиться и дальше хорошо. Сегодня всей семьей занимаются домашним хозяйством: уборка, огород. Картошку уже посадили. Сейчас вместе с дочкой сажают петуньи и васильки.
– Жить мы здесь собираемся, строим дом, — показывает Галина. — Не вижу смысла отсюда уезжать, пока есть работа и строится дом. Если будут такие изменения в школе, придется, естественно, уходить с работы, продавать дом, который мы начали строить и уезжать. А попробуй сейчас уехать в Петрозаводск, это квартиру надо покупать, а сразу ее так и не купишь. Я боюсь, что если решили классы сокращать, то это начало. Через год, два, три они вообще закроют школу и предложат нам ездить в Толвуя (35 км от Великой Губы. — Примеч. авт.). Там есть интернат. Дорога туда ужасная.
– Предлагают интернатскую форму, вести детей в интернаты на неделю, — вставляет слово общественница Валентина Сукотова, — Дети будут оторваны от семьи. Мы, что сегодня, как после войны что ли находимся, детей в интернаты?! Никакой воспитатель не заменит мать.
По словам Галины Малиновской, в Великой Ниве (это чуть ближе — 15 км от Великой Губы. — Примеч. авт.) вообще школу закрывают, хотя там всегда мало детей училось, в некоторых классах было по 8 человек, но школа всегда работала. После беседы с местными на душе ощущение того, что настрой у них серьезный, уже не то время, когда все чего-то боятся, люди умеют судиться и побеждать, писать письма в прокуратуру, президенту и в СМИ. В жилах местных еще бурлит энергия, которой хватит, чтобы ни одно столетие ежегодно отмечать День Заонежья.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости