Новости – Общество
Общество
Открытки с выставки
Открытка Янссон Т. «Марш мира». Швейцария, 80-е гг. ХХ века. Фото: представлено Национальным музеем Республики Карелия
От поздравлений до пропаганды: как изменились послания за почти 200 лет
21 декабря, 2015 12:57
9 мин
На днях в Национальном музее Республики Карелия открылась выставка «Открытка. История и современность». Экспозиция, которая расположилась в конференц-зале, посвящена почтовой карточке — носителю того столь не популярного сейчас эпистолярного жанра. Он постепенно уходит в прошлое, уступая свое место в жизни человечества Интернету и его многочисленным сервисам. А всего-то несколько десятков лет назад открытка считалась чуть ли не единственным способом выражения чувств и признательности близким и друзьям.
Растиражированная в том самом Интернете информация гласит, что первые открытки появились в Австро-Венгрии и, якобы, представляли собой поначалу лишь кусочек картона с наклеенной на него маркой. И только потом, во время франко-прусской войны, солдаты сами, как умели, стали что-то малевать на этих карточках, а коммерсанты идею подхватили. Однако в Национальном музее Карелии другая информация. Еще в 1843 году англичанин Генри Коул, которому принадлежала идея, и его друг художник Джон Хорсли представили общественности первую в мире рождественскую открытку.
В центр этого триптиха живописец поместил большую семью самого Коула, сидящую за праздничным столом с бокалами в руках. Причем вино на картинке пьют не только взрослые, но и дети, что не могло не шокировать некоторых добропорядочных англичан викторианской эпохи. Справа и слева от центрального сюжета, сопровожденного традиционным поздравлением с Новым годом и Рождеством, изображены акты милосердия: пища — голодным и одежда — нищим. В 2001 году одна из первых открыток Коула, которую он отправил своей бабушке в 1843-м, была продана на аукционе за 22,5 тыс. фунтов стерлингов, что в переводе на современные рубли — почти два с половиной миллиона! Притом, что в год выпуска их продавали по шиллингу за каждую.
– К сожалению, этой открытки в наших фондах нет, — рассказывает научный сотрудник музея Татьяна Бердашева, — но есть много других. Музею 145 лет, открытки стали собирать еще до революции, и сейчас в коллекции свыше 4 тыс. экземпляров. На выставке представлены около 100 фондовых открыток и более 50 работ современных дизайнеров. Изначально планировали организовать выставку писем, но что такое музейные письма? Как правило, лагерные и военные, ведь обычное письмо в музей не попадет. К Новому году делать экспозицию столь грустного содержания не хотелось. И решили выставить открытки, тем более, к этой теме не обращались очень давно.
Экспонаты распределены по стендам в зависимости от тематики. Среди открыток, посвященных Новому году и Рождеству, есть дореволюционные. На фоне цветных карточек особенно выделяется черно-белая открытка, принадлежавшая Ольге Ермолаевне Андроновой. Ее владелица родилась в 1928 году в деревне Сальнаволок Беломорского района и работала на 19-м шлюзе Беломорско-Балтийского канала. Несмотря на негласные законы советского времени, не одобрявшие религиозную атрибутику, эта рождественская открытка бережно хранилась в семье Андроновых почти столетие.
Еще один праздник, с которым можно поздравить друг друга открыткой — день Калевалы, 28 февраля. Ему посвящен следующий стенд экспозиции. В 2005 году, к 170-летию первого издания национального эпоса, издательство «Скандинавия» выпустило серию открыток «Калевала», иллюстрированную работами художника Владимира Фомина, который с 1992 года живет и работает в Петрозаводске. Именно «Калевалой» Фомина проиллюстрированы энциклопедия «Мифология мира» Лондонского издательства и пять книг о финно-угорском эпосе, выпущенных в Финляндии, России и США.
В России первые иллюстрированные, одобренные цензурой, открытки появились в 90-е годы XIX века. Ими стали фотокарточки с достопримечательностями Москвы. Со временем ассортимент и тематика изображений пополнялись. Появились среди них, в частности, и пасхальные. Когда началась Первая мировая, карточки, посвященные светлому церковному празднику, стали носить элементы военизированной пропаганды и агитации, а в первый послереволюционный год на открытке появилось красное яйцо, как символ нового миропорядка. Ну а затем пасхальные открытки быстро объявили пропагандой религии, чуждой советскому человеку, и они надолго практически исчезли из его обихода.
– И все же каким-то непостижимым образом в страну проникали небольшие тиражи пасхальных открыток, напечатанных в Европе, — Татьяна Бердашева демонстрирует карточку с идиллическим рисунком: цыпленок, цветочки, серьги ольхи и подпись «Христосъ воскресе». — Эта открытка напечатана в Германии специально для России в 1930-е годы, она поступила в музей в составе коллекции, которую нам передал композитор Эдуард Патлаенко.
После Великой Отечественной войны пасхальные открытки небольшими тиражами начали выпускать церковные издательства, но продавались они только в церковных лавках. Возрождаться этот жанр стал лишь в конце 80-х.
Неподалеку от стенда с открытками к Пасхе — карточки времен Первой мировой. В августе 1914-го петрозаводцы отправились на одну из самых кровопролитных войн в истории человечества. Кадры, запечатлевшие молебен на Соборной площади Петрозаводска и последующий отъезд солдат-резервистов, вскоре были напечатаны в виде фотооткрыток: их, в частности, выпустили Общество изучения Олонецкой губернии и издательство А.М.Мазилова.
Сейчас в коллекции свыше 4 тыс. экземпляров разных открыток. Фото: представлено Национальным музеем Республики Карелия
Сейчас в коллекции свыше 4 тыс. экземпляров разных открыток. Фото: представлено Национальным музеем Республики Карелия
Спустя три года сюжеты Первой мировой сменились на открытках изображениями революционной тематики: здесь и политическая карикатура, и фото с митингов в разных городах. На музейной выставке представлены фотооткрытки с митингов в Москве, Гельсингфорсе, Риге, а также репортажная съемка праздничной демонстрации трудящихся Петрозаводска 1919 года. И это уже не карточки для поздравлений, а полновесный идеологический инструмент.
Во время Великой Отечественной войны, когда Петрозаводск был оккупирован финскими войсками, захватчики выпустили серию почтовых открыток о городе, который они переименовали в Яанислинна, что в переводе с финского «Город на Онеге». Аналогично называется и сама коллекция — Äänislinna. В музей эти открытки авторства неизвестного финского художника попали в 2002 году и никогда до этого не экспонировались.
Присутствуют на выставке и карточки, выпущенные в 1942 году политуправлением Карельского фронта, специально для немецких солдат. Эта серия носит название «Письма сыну-солдату» и стилизована под личное послание конкретному бойцу — текст напечатан в типографии, но, если не присматриваться, кажется, что он написан от руки. Такие открытки тоже использовались как идеологическое оружие: их целью было внести раздор в стан врага, объяснить юным солдатам вермахта, что на чужбине их ждет лишь позорная гибель от рук хозяев этой земли.
В послевоенные годы неизменным спросом пользовались открытки, которые в великом множестве печатались к 9 мая. И тогда и сейчас обязательными элементами изображений были ордена Победы или Отечественной войны, орденские ленты, ветки сирени. В 80-е на открытках в дополнение к прежним появились новые символы: письма-треугольники, гвоздики, орден Славы, голуби мира, праздничный салют.
– Пик популярности открытка переживала в 70-е годы, — подводит итог этого краткого исторического обзора Татьяна Бердашева, — девочки собирали их в своих альбомах, а потом пошел постепенный спад. И к 1990-м - 2000-м это уже красивая, но почти забытая традиция...
Впрочем, Интернет, который почти вытеснил из жизни человечества рукописные открытки, сам же и подарил им шанс на вторую жизнь. Произошло это благодаря португальскому студенту Пауло Магальхесу, большому любителю получать и отправлять открытки. В 2005 году он создал сайт postcrossing.com, объединив людей с похожим увлечением, и сейчас на этом ресурсе зарегистрировано уже свыше полумиллиона человек, которые отправили друг другу в общей сложности более 30 миллионов открыток. После регистрации система сама выдает вам случайный адрес пользователя, которому нужно послать открытку. Как только она доберется до адресата, ваш профиль, в свою очередь, выпадет кому-то из посткроссеров, и вам остается только ждать.
Говорят, это незабываемое ощущение — получить весточку, написанную рукой незнакомого человека, живущего за тридевять земель — в Африке, Австралии или Латинской Америке. Представлять, как он покупал открытку, специально для вас подбирал слова, перепроверяя себя, старательно заполнял нужные поля, а потом шел отправлять. И тепло нескольких строчек рукописного текста на чужом языке согревает так, как не согреет ни одно, самое длинное и моментально доставленное, электронное послание.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости