Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

Неприкосновенный наказ

Фото: ИТАР-ТАСС/ Владимир Смирнов.

Почему депутаты в Карелии не всегда исполняют просьбы избирателей

Дмитрий Лощинин
3 октября, 2014 18:06
12 мин
Перед каждыми выборами кандидаты собирают наказы избирателей. По сути, это списки конкретных проблем, которые будущие депутаты обещают решить на местах — в городах и селах. Почему эти наказы не выполняются, а проблемы, соответственно — не решаются, пытался понять корреспондент «Русской планеты» в Карелии.
Бюджетные деньги на наказы избирателей давали только тем районам, где побеждала «Единая Россия», считает Светлана Логинова, депутат от КПРФ, заместитель председателя Законодательного собрания Республики Карелия.
– Может, я сейчас скажу крамольные вещи, но в бюджете в расходах на главу республики спрятали деньги на наказы избирателей. Эти средства распоряжением правительства уходили только тем районам, где хорошо голосовали за «Единую Россию». Где отдавали предпочтения другим партиям — там не получали ни копейки. Посмотрите 49-е постановление правительства от 18 февраля 2013 года о выполнении наказов, по которому деньги не получили Суоряви, Петрозаводск, Олонец, Лоухи и Сегежа. И если вы посмотрите отчет главы, то там наша фракция КПРФ этот вопрос задавала — по каким причинам это произошло? Нам ответили, что «в целях обеспечения преемственности власти» руководствовались другим — 112-м распоряжением еще 2010 года об объемах средств. А оно «каких либо критериев распределения субсидий не содержало». Выходит, по этой логике, что ради преемственности власти проблемы нужно решать только в лояльных районах?
Руководитель фракции «Единая Россия» Ольга Шмаеник уверена, что такая схема в прошлом и уже не работает.
– Действительно, до 2011 года такое было. Мы еще тогда сами возмущались: это народные деньги, а подаются они как благо от правительства. Деньги действительно направлялись туда, где лучше голосовали за правящую партию. В статье бюджета, которая на администрацию главы, точно не помню, было написано, что такая-то сумма на наказы избирателей. И постановлением главы республики тогда решалось, какому району сколько денег дать. Но вопросы все равно обсуждались на сессиях, и мы решали, на какие направления тратить. Когда мы пришли в 2011 году, мы первым делом эту систему изменили.
Изменения в бюджетное законодательство Карелии действительно внесли. Но, как утверждает Светлана Логинова, лишь в этом году, а сами поправки, по ее мнению, носят формальный характер, сути не меняя.
– Принципиально ничего не поменяли. Убрали только одно слово — «наказы». Теперь дают субсидии на решение первоочередных проблем местного значения. А по сути, осталось все то же самое. Вносили также на текущий год изменения по суммам, мы их перекидывали только с одного кода на другой (по статьям расходов. — РП). А как был закон о бюджете, как была эта статья у главы республики, так она и осталась.
Светлана Логинова поясняет, что самому разобраться в бюджетном законодательстве невозможно. Там все завуалировано и закодировано. Порой о том, что приняли, депутаты узнают лишь тогда, когда получают на руки какое-либо распоряжение правительства. Потом они еще раз идут к юристам и выясняют, куда спрятали деньги. Такая запутанная система частично подчиняет законодательную власть исполнительной.
– Поскольку «Единой России» проще договариваться с правительством, поэтому они и не хотят ничего менять. А оппозиции, чтобы получить деньги, приходится серьезно побороться. Мы сначала в позу, не принимаем бюджет, голосуем против, но потом начинаем бегать, договариваться, какую-то сумму определяем, потом пытаемся на районы поделить. Весь наш созыв мы только и занимаемся тем, что выбиваем деньги на наказы избирателей, — рассказывает Светлана Логинова.
Именно такой закрытый и сложный принцип распределения средств породил идею разработать закон «О наказах избирателей». Она появилась в этом году. По мысли Логиновой, новый закон должен сделать схему более прозрачной и понятной для всех.
5 и 6 статьи законопроекта говорят о том, что «учет и предварительное рассмотрение наказов осуществляется комитетами ЗС». Затем правительство готовит мотивированное заключение. Далее это заключение рассматривает комитет по бюджету ЗС и выносит на голосование депутатам.
Также инициатива должна решить и проблему самоуправства на местах, ведь сейчас депутаты имеют право лишь рекомендовать муниципалитетам, на какие цели потратить выделенные деньги. А на практике средства на местах зачастую расходуются совсем не по наказам.
В одном из районов республики местная администрация вместо того, чтобы тратить миллионы на наказы (ремонты школ, садов, строительство детских площадок, благоустройство), приобрела для своих целей автомобиль.
Другой случай расходования средств не по наказам произошел в столице Карелии. «Справедливоросс» Алексей Гаврилов рассчитывал, что в Петрозаводске 5 миллионов пойдут на спортивные площадки, а деньги потратили на крыши детских садов.
– Мы по 5 млн рублей в прошлом году получили на социально-экономическое развитие. Но у меня было такое ви́дение, что в Петрозаводске не хватает спортивных площадок, и грубо говоря, эти 5 млн нужно было дать предпринимателям на установку снарядов. По 500 тысяч на площадку. Это было бы 10 спортивных площадок с тренажерами по всему городу. А в администрации решили потратить эти деньги на крыши детских садов. Ну сколько на пять млн можно отремонтировать крыш? Две-три.
Алексей Гаврилов полагает, у депутатов должны быть полномочия контролировать, идут ли деньги именно на те наказы, о которых им говорили избиратели перед выборами. Гаврилов поддержал закон во время голосования.
Но руководитель карельского регионального отделения партии «Справедливая Россия» Ирина Петеляева проголосовала против. Она уверена: закон требует доработки.
– Закон для чего-то пишется, хотелось бы, чтобы его все соблюдали. Тот закон, который нам был предложен, он не решал ни одной проблемы из тех, которые мы ставили. Сам по себе закон написан безграмотно. Хотя идея верная, мы про нее говорим давно.
Против проекта закона была и Ольга Шмаеник, которая считает, что отдельный закон не нужен, а необходимо лишь депутатам эффективней работать на местах.
– Надо просто уметь убеждать. Коллеги-депутаты говорят, у нас нет возможности влиять на то, как эти деньги будут потрачены. Грош цена такому депутату, почему у части депутатов эта возможность есть? Убеждайте местные органы власти, что именно на эти цели нужно деньги потратить, на сессии обсуждайте, контролируйте. У меня в районе нет проблемы. Мы собрались, обсудили, раскидали, потом прикинули, если изменилась концепция, скорректировали. Вместе с районом контролируем, выезжаем на объекты.
По этой системе 13 млн ушло на достройку дома в селе Рыбрека Прионежского района, 12 млн на дом в Пудоже, 5 млн на стадион в Кеми, часть денег дали Сегежскому и Беломорскому районам. Больше 1 млн рублей пошло на мусорные контейнеры в Сегеже, почти 2,5 млн на ремонт клубов в Черном Пороге и Идели, 800 тыс. — на ремонт котла в Надвоицах, 600 тыс. — на ремонт ангара для занятия физкультурой в Валдае, 400 тыс. — на пирсы в Поповом Пороге. Это решали «единороссы». «Эсеры» давали Приладожью и Костомукше, где у них свои депутаты. Коммунисты — на Суоярви (ремонт кровли спортзала школы и ремонт крыши детского сада «Березка») и Пряжу.
Но, по мнению представителя КПРФ Светланы Логиновой, не все депутаты способны по этой методике работать.
– У меня тоже, кстати, в округе хорошая работа налажена. Я человек этой системы, работала много лет, знаю, как сказать и что посмотреть. Но не все так могут. Депутаты хоть и равны в полномочиях, но не все понимают суть бюджетного процесса.
Чтобы облегчить работу депутатов и дать им больше полномочий, и хотят принять закон. Ввели такой пункт: «законодательное собрание рассматривает и утверждает перечень наказов избирателей, принимаемых к выполнению» (ст. 6 п. 2 проекта закона).
Что касается оценок самого текста закона, то о его несовершенстве высказалось карельское министерство финансов и депутат Ольга Шмаеник, которая назвала его даже не сырым, а «декларативным».
– Закон не принесет никаких плюсов. Он не сырой, он декларативный, не решает ни одного вопроса. Во-первых, речь идет только о тех предложениях, которые поступят депутатам ЗС или в ЗС непосредственно, и по вопросам, связанным с государственными полномочиями. А, исходя из текста, только подобные наказы мы сможем реализовывать. Что такое исполнение государственных полномочий? Это 1% обращений, которые поступают к нам в ЗС. Что вообще люди хотят, с какими наказами обращаются? Отремонтировать крышу, дорогу, мостик. Это вопросы местного значения. Не вопросы государственных полномочий. Поэтому в соответствии с этим законом ни один из этих вопросов не мог быть рассмотрен и профинансирован из бюджета. Госполномочия — это зарплаты, льготы.
– Не соглашусь, — оппонирует Светлана Логинова. — Государственные полномочия — это же школы и больницы, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты. Бывают же такие наказы, что нужно приобрести детскую площадку, например для детского сада. Закон можно дополнить. Еще что-то вписать.
В министерстве финансов Карелии в этом вопросе поддержали Ольгу Шмаеник. Вот официальный ответ по запросу РП.
«Законопроект, внесенный на рассмотрение в Законодательное Собрание Республики Карелия, вызывал много вопросов, в первую очередь, из-за противоречия с бюджетным законодательством Российской Федерации и подмены понятий, в частности проект закона не касался так называемых вопросов местного значения, которые как раз и связаны с решением насущных проблем жителей».
– Во-вторых, — продолжает Ольга Шмаеник. — Не был прописан механизм и какая-то внятная методика рассмотрения этих наказов и предварительное их отсеивание, что ли. В тексте закона написано, что предварительное рассмотрение происходит на комитетах. По какой методике комитет должен принять решение, что этот наказ войдет в общий перечень и будет исполняться, а этот — нет? Никто из авторов закона пояснить не мог, как это будет, исходя из чего — симпатии к депутату? И лично каких-то оценок, субъективного видения этого вопроса? После того как комитет, неизвестно чем руководствуясь, этот отбор произвел, эти наказы поступают в комитет по бюджету. Он, опять же, исходя из чего должен принять окончательное на уровне ЗС решение?
По оценке Ольги Шмаеник, в законе нет ни методики, ни жестких требований, ни какой-то концепции, по которой это будет осуществляться. Не понятны суммы.
– То есть, условно говоря, нас 50 депутатов. Депутат Шмаеник принесла наказов на миллиард рублей. С головы посчитала, потому что как еще посчитать? Депутат Логинова на 100 тысяч рублей, условно говоря. Откуда эти суммы — нет этого в тексте закона. Самое непонятное — почему депутаты сами себя ограничивают в принятии решения и отдают все на откуп исполнительной власти? В законе написано, что вся многомесячная работа, которую провело ЗС, отправляется списком наказов в правительство. И оно выносит окончательный вердикт.
Решить проблему наказов избирателей, по мнению карельского минфина, может другое направление по реализации так называемого «народного» бюджета, также нацеленное на решение вопросов местного значения. Речь идет о программе поддержки местных инициатив, посредством которой граждане еще больше вовлекаются в бюджетный процесс и не только определяют приоритеты расходования средств, но и своим участием привлекают софинансирование из муниципального бюджета и бюджета Карелии. В 2014 году в результате конкурсного отбора было определено 19 проектов-победителей программы поддержки местных инициатив.
В итоге против законопроекта «О наказах избирателей» оказалось большинство депутатов. В ближайшее время коммунисты будут снова его выдвигать на голосование в карельском парламенте. И если закон примут в первом чтении, в него можно будет вносить поправки, что изначально и рекомендовал сделать правовой отдел Законодательного собрания Карелии.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ